< >
Задать вопрос
Задать вопрос
специалисту

Статьи

Пубертатный период

Разделы [+]

Наши партнеры

Новости • Статьи

Пубертатный период

Пубертатный периодТрудный подросток….пубертатный возраст.….гормональный взрыв…… «закидоны» — какими только эпитетами не величают третий возрастной криз. И это неудивительно, ведь этот период весьма длителен, протекает с 12 до 18 лет и, по сути, является «переходным» от детства к взрослому состоянию. В этот период происходит очень интенсивное и неравномерное созревание органов и систем, что обуславливает повышенную хрупкость нервно-психической организации. Установлено, что чем более неравномерно, дисгармонично протекает пубертат, тем более вероятно развитие в дальнейшем психических расстройств. Пубертат — это взрыв после спокойного (или относительно спокойного) детского существования, возраст ожидания, смятения и поиска. Подросток живет с постоянными вопросами: «Кто я?», «Каким буду?», «Зачем живу?» и т. д.

В самом начале пубертатного периода (12-13 лет) начинает меняться тело ребенка, появляются странные ощущения, связанные с половым созреванием. При этом подростку непривычна его новая «оболочка», он угловат, нелеп, диспропорционален, дисгармоничен, похож на «гадкого утенка». Неудовлетворенность своей внешностью нередко вызывает настоящие страдания, порой совершенно непонятные окружающим, в том числе и родителям подростка. В то же время, наряду с переживаниями присутствует и позитивный момент — подросток стремится к самосовершенствованию, стараясь приблизиться к своему идеалу.

Наблюдаются и изменения в эмоциональной сфере: с началом пубертатного периода подросток остро и болезненно реагирует на все, происходящее вокруг, относящееся и не относящееся к нему лично. Он раним, сверхчувствителен, хотя и пытается скрыть свои чувства за маской безразличия, высокомерия и снисходительности или за грубостью, дерзостью, бравадой. Подросток начинает видеть недостатки своих родителей, болезненно переживает их ласки, замечания, требования, их попытки подчинить его своей воле, и подросток начинает бороться за свою независимость. В этот период заметно ухудшаются отношения подростка с родителями и педагогами. Подросток выглядит отчужденным, замкнутым, скрывает от родных свои внешние привязанности и занятия, нередко бывает грубым и дерзким.

В силу необходимости сопоставить свои ощущения и мысли с ощущениями и мыслями себе подобных, подросток постоянно стремится к контакту со сверстниками. Многочасовые «гулянья», просиживание с другими подростками во дворе, длительные задушевные беседы с друзьями и подругами — все это необходимо подростку для развития и становления его личности. Здесь же в компании подростков иногда впервые пробуются «запретные плоды» — сигареты, психоактивные вещества. Стремление подростка к группе таких же, как и он, называется «реакцией группирования».

Очень важной особенностью подросткового периода является повышенная рефлексия – самонаблюдение, самопознание, самокопание, анализ своих и чужих поступков, «раскладывание по полочкам», непрерывное обдумывание и определение своего места в мире, обществе, попытки оценить себя. Подросток впервые начинает оценивать то общество, в котором существует, и оно ему, как правило, не нравится. Поиск, формирование и изменение системы идей, определяющих образ жизни и цели, являются нормой для подросткового возраста.

Пубертатный период так изменяет поведение, эмоциональные реакции, мировоззрение, что недавнего милого и «домашнего» ребенка не могут узнать ни родители, ни педагоги, он становится как будто чужим и непонятным.