З.С. Макарова, В.А. Доскин, В.В. Малиновская, В.В. Парфенов
Кафедра поликлинической педиатрии РМАПО
ГУ НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи РАМН
Период адаптации к изменению микросоциальных условий, в том числе при поступлении в дошкольное интернатное учреждение, школу, ? сложный, своеобразный критический период в жизни ребенка, который определяется переживаемым психологическим и биологическим стрессом. Наиболее актуальна проблема адаптации у детей раннего возраста, часто болеющих, перенесших перинатальную гипоксию, которые характеризуются несовершенством, незрелостью адаптационных механизмов и иммунной системы. Адаптация у таких детей нередко протекает в виде «адаптационной болезни» с выраженными поведенческими, сомато-вегетативными нарушениями и снижением резистентности, что обусловливает значительное возрастание восприимчивости в этот период к вирусно-бактериальным инфекциям.
Это обусловливает необходимость разработок превентивных технологий и изучения эффективности препаратов, обладающих антивирусными и иммуномодулирующими свойствами в профилактике острых респираторных инфекций и реабилитации детей при изменении микросоциальных условий. Особенно актуальными данные разработки являются для детей раннего возраста, наиболее подверженных острым респираторным инфекциям; детей группы риска, в том числе часто болеющих.
Наиболее перспективным в детской практике является использование иммуномодуляторов – лекарственных средств, обладающих иммунотропной активностью и в терапевтических дозах восстанавливающих функции иммунной системы (эффективную иммунную защиту).
Из препаратов интерферона у детей наиболее широко используется Виферон.
Виферон – комплексный отечественный препарат, включающий в свой состав рекомбинантный интерферон альфа-2b, витамин Е, аскорбиновую кислоту и основу. Основные его эффекты: противовирусный и иммуномодулирующий.
Комплексный состав Виферона, включающий мембраностабилизирующие компоненты, способствует возрастанию противовирусной активности рекомбинантного интерферона альфа-2в в 10-14 раз, усилению его иммуномодулирующего действия на Т- и В-лимфоциты, нормализации содержания иммуноглобулина Е, отсутствию побочных эффектов, возникающих при парентеральном введении препаратов интерферона (гриппоподобные явления, сильные головные боли, артралгия, галлюцинации, выпадение волос, диарея).
Установлено, что при длительном применении Виферона в течение двух лет не образуются антитела, нейтрализующие антивирусную активность рекомбинантного интерферона альфа-2в.
При производстве Виферона не используется донорская кровь, что исключает заражение ВИЧ-инфекцией, вирусным гепатитом и т.д. Ректальное применение Виферона способствует длительной циркуляции интерферона в крови. Снижение уровня сывороточного интерферона через 12 часов после введения Виферона обусловливает необходимость его повторного введения.
Многочисленные клинические наблюдения и научные исследования показали высокую эффективность Виферона в лечении целого ряда заболеваний (В.В. Малиновская с соавт., 2005). Однако лекарственная форма в виде ректальных суппозиториев ограничивает сферу его применения с профилактическими целями у детей раннего возраста, в том числе с особенностями поведенческих реакций, невротическими проявлениями, при изменении микросоциальных условий, в организованных коллективах. В этой связи при разработке превентивных мероприятий наш выбор остановился на мазевой форме Виферона, которая обеспечивает простое, физиологическое введение препарата и делает его более приемлемым у данной категории детей.
Нашими основными задачами явились: разработка схем и методов профилактического использования мази Виферона в периоде адаптации к дошкольному учреждению, а также оценка ее эффективности у детей раннего возраста.
Материалы и методы исследования
Под динамическим наблюдением в течение от одного до трех лет находилось 250 детей в возрасте от 1 года 5 месяцев до 3 лет, воспитывающихся в дошкольном учреждении компенсирующего типа. Все дети имели отклонения в раннем онтогенезе (анте- и перинатальном периодах развития), которые мы рассматриваем в качестве дизонтогенетических, и относились к группе риска. 45,8% детей страдали частыми респираторными инфекциями; 53,2% имели морфо-функциональные отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы; 47,8% ? аллергические проявления; 77,1% ? неврологические нарушения, являющиеся следствием перенесенной перинатальной гипоксии; 40,2% ? патологию опорно-двигательного аппарата. У 85,2% отмечались логопедические нарушения, у 98,9% ? отклонения в эмоционально-поведенческом статусе, у большинства детей выявилась задержка темпов нервно-психического и речевого развития.
В работе использовались клинические методы, исследование интерферонового статуса (сывороточный, альфа-интерферон (ИФН??), гамма-интерферон (ИФН??)) по методу, предложенному С.С. Григорян с соавторами (1988), изучение клеточного звена иммунитета. Для выделенных субпопуляций Т-лимфоцитов определялось количество кислой фосфатазы методом азосочетания по Goldberg и Barka (1978).
В качестве лекарственной формы применялась мазь Виферона, содержащая в 1 г 40 тыс. МЕ интерферона.
Результаты и их обсуждение
В процессе исследования были разработаны дозы и схема введения мази Виферона, осуществлены клинические наблюдения, проведено изучение интерферонового и иммунного статусов, лабораторные исследования.
Мазь Виферон вводилась по разработанному нами методу интраназально 2 раза в день в суточной дозе 1 г. Первые 2 недели препарат применялся ежедневно, последующие 2-4 недели – 3 раза в неделю. Мазь Виферона получили 28 ребенка (основная группа). Группу сравнения, не получавшую препарат и другие иммуномодулирующие средства, составили 14 ребенка того же возраста, по принципу «копия-пара».
Анализ клинической эффективности мазевой формы Виферона показывает его выраженное влияние на заболеваемость детей в периоде адаптации к дошкольному учреждению (таблица 1).
Таблица 1
Клиническая эффективность применения мази Виферона у детей в периоде адаптации к ДОУ
Группы детей |
Заболеваемость ОРЗ |
||
Не заболели |
Число ОРЗ на 1 ребенка |
Число дней, пропу-щенных 1 ребенком |
|
Основная группа |
41% |
0,22 ± 0,05 |
8,8 ± 1,45 |
Группа сравнения |
– |
0,43 ± 0,07 |
19,3 ± 2,31 |
р1-р2 |
|
|
|
Среди детей, получавших виферонореабилитацию, 41% не заболели в первые 3,5 месяца после поступления в дошкольное учреждение. В группе сравнения все наблюдавшиеся дети за этот период перенесли от 1 до 4 ОРВИ в различной степени тяжести. Число дней, пропущенных по болезни, в группе, получавших Виферон, оказалась в 2,2 раза меньше, чем в группе сравнения (р0,05).
Последующие наблюдения в течение года показали, что влияние виферонореабилитации, проведенной в периоде адаптации к дошкольному учреждению, на заболеваемость детей постепенно со временем уменьшается. Так, если заболеваемость детей за первые 3,5 месяцев после приема препарата была в 2 раза ниже, чем в группе сравнения, то за 6 месяцев – в 1,5 раза, а за 8 месяцев – в 1,4 раза ниже, чем в группе, не получавшей препарат. Повышение заболеваемости в основном отмечалось у часто болеющих детей. Это обусловливает необходимость проведения повторных курсов виферонореабилитации у детей, поступивших в дошкольные учреждения, через каждые 3-4 месяца до достижения стойкого клинического эффекта.
Проведение виферонореабилитации наряду со снижением заболеваемости обусловило облегчение тяжести адаптации к дошкольному учреждению и за счет уменьшения эмоционально-поведенческих нарушений. Это связано с более длительным пребыванием детей в коллективе, возможностью осуществления психолого-педагогических воздействий.
Выводы.
Применение комплексного отечественного препарата Виферон?мазь у детей раннего возраста в периоде адаптации к дошкольному учреждению оказывает иммуномодулирующее действие, способствует нарастанию хелперной субпопуляции Т-лимфоцитов, нормализации иммунорегуляторного индекса, снижению заболеваемости ОРВИ, облегчению адаптационного синдрома в периоде привыкания к новым микросоциальным условиям.